|
|||||||||
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
2 июня 2003 года после регистрации в Минюсте
(N 4616) вступил в силу Приказ МЗ РФ от 24 апреля 2003 г. №161
«Об утверждении инструкции по
организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской
экспертизы». Вводимая этим приказом
Инструкция включает в себя следующие разделы:
I.
Участие врача - судебно-медицинского эксперта в осмотре трупа на месте его
обнаружения
II.
Экспертное исследование трупа
V.
Судебно-гистологические экспертные исследования
VI. Судебно-биологические
экспертные исследования
VII. Молекулярно-генетические
экспертные исследования
VIII. Медико-криминалистические
экспертные исследования
IX. Спектральные экспертные
исследования
X.
Судебно-химические экспертные исследования
XI. Биохимические экспертные
исследования
XII. Сложные комиссионные
экспертные исследования по материалам уголовных и гражданских дел
Сложности, возникающие при трактовке отдельных положений «Инструкция по организации и производству
экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы»
Δ |
|
Как
видно из содержания, в документе
отсутствует раздел, посвященный экспертным исследованиям потерпевших,
подозреваемых и других лиц, способный заменить реанимированные после отмены в
2000 г Приказа МЗ от 10.12.96 №407 «Правила», введенные приказом МЗ РСФСР
№1208 от 11.12.1978 г. В части, касающейся квалификации тяжести вреда
здоровью, «Правила» от 1978 г. далеко не полностью согласуются с действующим
УК РФ. Введенная Приказом №161
«Инструкция» достаточно подробно регламентирует работу врачей – судебно-медицинских экспертов. Однако в данной
«Инструкции» содержится ряд серьезных
противоречий. Вот только некоторые из
них: |
|
Первое из них
заложено в самом названии документа. Приказом вводится без какого-либо
дополнительного толкования понятие «экспертные исследования». Как известно, в
действующем законодательстве применительно к судебно-медицинской
экспертизе такое понятие отсутствует.
В ином контексте оно встречается однократно в ст.37 Закона «О
государственной судебно - экспертной деятельности в Российской
Федерации", согласно которой «государственные судебно - экспертные
учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц». В то же время «Инструкция» не различает
понятия «судебно-медицинская экспертиза» и «судебно-медицинское
исследование». Только лишь в контексте отдельных фраз и содержащихся в «Инструкции»
ссылок на законодательные акты можно догадаться, что в документе речь идет о
таком понятии как экспертиза. Таким образом, большая часть работы государственных
судебно-медицинских экспертов осталась без должной регламентации. |
|
Вторым является наличие в «Инструкции» пункта
напрямую противоречащего УПК РФ. Так, согласно п. 2.2.1.2. врачи
судебно-медицинские эксперты «при
необходимости выясняют у родственников умершего данные
медицинского характера (перенесенные им
заболевания, травмы, вредные
привычки, общее состояние здоровья в последнее время и другие катамнестические
сведения), что противоречит ст. 56.4 УПК РФ, которая запрещает эксперту
самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования. Третьим
моментом, способным создать условия, при которых большинство судебно-медицинских экспертиз
можно будет трактовать, как экспертизы, проведенные с нарушением требований
регламентирующих документов, является п. 2.2.5.3.2. Согласно этому пункту изъятые в процессе
исследования трупа «объекты передают
лицу или органу, назначившему экспертное исследование трупа
для принятия решения
об их дальнейшем исследовании и доставке
взятого от трупа материала в
структурные подразделения отдела
судебно-медицинской экспертизы
вещественных доказательств». Таким образом, решение о направлении
объектов для дополнительных лабораторных исследований принимает работник
правоохранительных органов, при этом механизм подобной передачи в
«Инструкции» не указан. В то же время, хорошо известно, что в условиях
крупного города подобная «передача для принятия последующего решения» на
практике трудно выполнима. Также трудно выполнимым является п.2.2.5.3., согласно которому, «объекты,
предназначенные для направления
в отдел судебно-медицинской
экспертизы вещественных доказательств,
берут, упаковывают и
опечатывают в соответствии с
установленными требованиями».
При этом понятно, что поступление в отдел экспертизы вещественных
доказательств неопечатанных объектов позволяет в
ряде случаев усомниться в их подлинности. |
|
Появились
вопросы? |
|
|
Экспертное
сопровождение |
||||
|
||||
|
|
|
|
|