Нормативные документы на

WWW.Судмед.spb.ru

http:\\medleg-spb.narod.ru\Normdoc\norm_1.htm

Главная/Нормативные документы/Методические рекомендации ФОМС

 

Методические рекомендации

 

"Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья"

 

(утв. Федеральным фондом ОМС 24 августа 1999 г.)

 

·               Введение                                                               

·         Термины, используемые в настоящих методических рекомендациях           

·         Общие положения                                                        

·         Основные  подходы  к обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья                                                

·         Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья           

·         Деятельность территориальных фондов ОМС и страховых медицинских  организаций по обеспечению информированности граждан о правах в области охраны здоровья 

                                                       

 

Введение

 

     Настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации) подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" и др. с целью оказания методической помощи участникам системы обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности граждан о правах в области охраны здоровья.

 

     Рекомендации определяют методологические подходы к организации работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья.

 

 

Термины, используемые в настоящих методических рекомендациях

 

     Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

 

     - информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

 

     - информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

 

     - информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

 

     - конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

     - пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

 

Общие положения

 

     В соответствии со ст.13 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

 

     Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.

 

     Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

 

     - законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

 

     - документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

 

     - документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

 

     - документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

 

     Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

 

     Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

 

     Согласно ст.24 отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

 

     Согласно ст.1 Федерального закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

 

     К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

 

     - нарушены права и свободы гражданина;

 

     - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

 

     - незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

 

     Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия.

 

     Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

 

     Надзор за исполнением законов Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации" возложен на Прокуратуру Российской Федерации.

 

 

Основные подходы к обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья

 

     В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.

 

     Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль качества медицинской помощи, являются одной из основных задач страховщика.

 

О механизме обеспечения прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования см. Методические рекомендации Федерального фонда ОМС, утвержденные Федеральным фондом ОМС 27 октября 1999 г.

 

     Таким образом, обязанность предоставления возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена на:

 

     - органы государственной власти;

 

     - органы местного самоуправления;

 

     - Федеральный и территориальные фонды ОМС;

 

     - страховщиков;

 

     - медицинские учреждения.

 

     Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом.

 

 

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья

 

     1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

 

     п.1 ст.41 Конституции Российской Федерации;

 

     ст.ст.17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

 

     ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

 

     2. Право граждан на обязательное медицинское страхование. ст.ст.236, 237 КЗОТ Российской Федерации;

 

     ст.ст. 1, 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

 

     3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

 

     4. Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения.

 

     ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

 

     5. Право граждан на выбор врача.

 

     ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

 

     6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

 

     ст.ст.1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации;

 

     ст.ст.66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

 

     ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

 

     ст.45 Федерального закона "О лекарственных средствах".

 

     7. Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств.

 

     ст.42 Федерального закона "О лекарственных средствах";

 

     п.3 Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30.07.94 N 890.

 

     8. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции.

 

     ст.ст.35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

 

     9. Право граждан на проведение экспертизы.

 

     раздел IX Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

 

     10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия.

 

     ст.48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

 

     11. Право граждан на трансплантацию органов.

 

     Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

 

     ст.47 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

 

     12. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы.

 

     ст.5 Федерального закона "О рекламе";

 

     ст.44 Федерального закона "О лекарственных средствах";

 

     Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы".

 

     13. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями.

 

     Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

 

     14. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией.

 

     Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека".

 

     15. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья.

 

     ст.69 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

 

     Федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

 

     16. Права пациента.

 

     ст.ст.30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

 

     В соответствии со ст.30 при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

 

     1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

 

     2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

 

     3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

 

     4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

 

     5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

 

     6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

 

     7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

 

     8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

 

     9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым, в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

 

     10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

 

     11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

 

     12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

 

     13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

 

     В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

 

 

Деятельность территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению информированности граждан о правах в области охраны здоровья

 

В целях обеспечения информированности граждан о правах при оказании медицинской помощи возможны следующие направления работы страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:

 

     1. Работа с обращениями граждан.

 

     2. Работа со средствами массовой информации.

 

     3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).

 

     4. Размещение информации о правах пациентов в медицинских учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах ОМС.

 

     1. Работа с обращениями граждан.

 

     Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях проводится в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 28 марта 1997 года N 35 "Об организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан".

 

     До сведения застрахованного населения должны быть доведены адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях должны быть определены часы приема населения руководителями этих организаций. Обращения должны фиксироваться в журналах учета обращений граждан.

 

     В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи периодически необходимо организовывать мероприятия по типу "горячей линии", "открытого телефона" с последующим анализом обращений в средствах массовой информации.

 

     2. Работа со средствами массовой информации.

 

     Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям:

 

     - публикация информации о правах граждан в области охраны здоровья;

 

     - комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям граждан;

 

     - публикации отчетов территориальных фондов ОМС о результатах работы по защите прав застрахованных, в том числе по судебной практике;

 

     - публикации номеров телефонов "горячей телефонной линии" и расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.

 

     3. Выпуск наглядных материалов.

 

     Для обеспечения информированности каждого гражданина о правах в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.).

 

     Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав граждан в области охраны здоровья.

 

     4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях.

 

     Одним из важнейших условий информирования населения о правах в области охраны здоровья является наличие данной информации в медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в соответствии со ст.30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.

 

     Кроме этого, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на территориальные фонды ОМС возложена реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования территориальные фонды ОМС обязаны контролировать исполнение страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями функции информирования населения.

 

     Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией работы по информированности населения. Медицинские работники, в том числе руководители медицинских учреждений, должны иметь полную информацию о законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан и ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи.

 

 

Директор

 

Федерального фонда ОМС

А.М. Таранов

 

 



Hosted by uCoz